Дефляция на фармацевтическом рынке. Аптечные союзы и производители. Обзор фармотрасли от компании DSM Group

Сергей Шуляк, генеральный директор DSM Group, член координационного совета Всероссийского открытого Конкурса профессионалов фармацевтической отрасли «Платиновая унция 2017» о тенденциях и развитии отечественного фармацевтического рынка.

Динамика емкости фармацевтического рынка (годы)

В прошлые годы мы наблюдали динамично растущий рынок в России, а сейчас, темпы достаточно скромные не смотря на то, что другие рынки BtoC, падают или находятся в стагнации. На сегодняшний день, объем фармацевтического рынка превышает 1 трлн 344 млрд рублей. Не много, но и не мало!

Динамика потребления лекарственных препаратов, млн упаковок (годы)

По упаковкам, 2015-2016 год маркетологи наблюдали падение, в среднем на 3%. Этот год преподнес небольшой рост. Если сравнить рынок упаковки 2017 года с докризисными, то цифр пиковых лет отрасль пока не достигла, но положительная тенденция наблюдаются.

Динамика фармацевтического рынка в рублях и валюте (годы)

За последние годы, после падения курса рубля, фармрынок потерял 30-40% в валюте. Если раньше Россия входила в десятку ведущих рынков мира, то после кризиса мы, как в долларовом эквиваленте, так и по абсолютным показателям опустились. А в этом году, курс рубля стабилен, и будем надеяться, что темпы прироста рынка в валюте будут схожими с показателями в рублях.

Фармрынок. Итоги первого полугодия 2017 г.

Рынок, демонстрирует положительную динамику. Например, в I полугодии 2017 года, рынок вырос на 13%. Причем, росла как розница, так и государственный сегмент. Заметно восстанавливаются продажи парафармацевтики. Xорошая наценка и прибыльность, у нелекарственного ассортимента аптек, влияют на оборот и, соответственно, на рейтинги аптечных сетей.

Фармрынок упаковок. Итоги первого полугодия 2017 г.

 

Если говорить об упаковках, то хорошо рос розничный сегмент. В льготном сегменте небольшое падение в I полугодии. Но, в целом, отрасль восстанавливается после кризиса.

Структура фармрынка по источникам финансирования (годы)

Тенденции по финансированию не радуют. Если 5 лет назад доля государственного сегмента была 32%, то сейчас 29%.

Среднедушевое потребление в рублях и упаковках (годы)

Розничный рынок основополагающий у фармотрасли. В этом сегменте важна господдержка населения, особенно людей с заболеваниями, требующими длительного и дорогого лечения. Например, затраты на медпрепараты сейчас около 6 тыс. рублей в год на одного человека. И только две с небольшим тысячи рублей компенсирует государство. И это в среднем по России! У кого-то 100% обеспечение лекарствами, а кто-то оплачивает медикаменты из своего кошелька.

По рынку упаковок структура продаж выглядит следующим образом: 7 упаковок продается за счет государства и 29 за счет граждан.

Инфляция на лекарственные препараты по годам (цены на лекарства в 2017 г. снижаются)

Впервые в России произошла дефляция! По итогам 1 полугодия –2%, а по итогам 8 месяцев дефляция составляла –4%. Причем как по ЖНВЛП, так и по нерегулируемому сегменту. Сказалась конкурентная борьба, особенно в летний период, когда дистрибьюторы и аптеки уменьшили свою наценку, для большей привлекательности товара. И вот эта борьба цен привела к падению доходности компаний. За рамками, такого неожиданного для России явления, остается дискуссионный вопрос: «Сервис, расположение или цена, – что для потребителя важнее?» Правильного ответа никто не даст!

Рейтинг производителей за 1 полугодие 2017 года

«Блокбастеры» исчезают с прилавков аптек, и все больше появляется дешевых дженериков. Это еще одна из тенденций последних лет. А в результате такой замены, ведущие компании, работающие с «брендированными» препаратами и теряют свои позиции в рейтинге.

Структура рынка по производителям лекарственных препаратов (годы)

Радует рост отечественных и локализованных препаратов. Причем производство ведется по полному циклу – «до упаковки».

Структура рынка по типу ЛП (годы)

В 90-е годы западные компании получили все возможности заполнить своими препаратами не только рынок, но и умы потребителей. У врачей и пациентов, сформировалось устойчивое предпочтение к зарубежным препаратам. Сейчас ситуация меняется. Доверие к отечественной продукции растет. Поэтому увеличения продаж и наполнение рынка дженериками продолжится. И некоторые источники сообщают о 1,5-2 млрд долларов инвестиций в организации-производители дженериков в России.

Дистрибьюторский сегмент рынка ЛП (годы)

Тенденция последних лет: прекращают свою деятельность небольшие дистрибьюторские компании. Если раньше их было порядка 700, то сейчас на несколько сот меньше… Доля Top-3 дистрибьюторов превысила 50%. Конкуренция! И возможно, лет через 10, рынок будет состоять всего лишь из 10-15 дистрибьюторов. Кто-то останется в рознице, а часть логистическими операторами. Время покажет!

 

Консолидация розничного сегмента идет в двух направлениях. Одна – укрупнение аптечных сетей, а вторая – развитие аптечных маркетинговых союзов, которые занимают 19 % рынка. Причем, некоторые аптечные сети, не меняя свой ассортимент и не вкладываясь в маркетинг, участвуют сразу в двух, а то и в трех союзах. Объемы продаж оставляют на прежнем уровне, и всю финансовую нагрузку перекладывают на дистрибьютора и производителя. А что делать? Производителю надо продавать, а продажи – это полка в аптеке. Например, в ассоциации «Асна» больше 7 тыс. аптек и где еще производитель сможет получить такое число точек продаж?

Розничный сегмент по точкам продаж (годы)

Мы видели хорошие цифры за 1 полугодие – 14%. Аптеки по итогам осени находятся в некой прострации: продажи должны расти, а они не растут. Аптеки красивые планы рисовали на сентябрь и октябрь, а получили всего лишь 2% прироста и это, конечно, повлияет на  годовой тренд. Т.е. с 14% за полгода мы скатимся где-то до 9-10% прироста рынка за год. Очень хочется, чтобы такой негативный прогноз не сбылся.

Динамика коммерческого сегмента ЛП, руб. (к аналогичному периоду прошлого года)

Динамика емкости фармацевтического рынка (годы)

Будем надеяться, что все неблагоприятные факторы уйдут в прошлое. И прогноз по фармацевтическому рынку на 2017 год уже 1 трлн 460 млрд. Будем расти!

Влада АНДРЕЕВА