20 ноября стартовал Всероссийский открытый конкурс профессионалов фармацевтической отрасли «Платиновая Унция XVIII»

Премия, которая в представлении не нуждается. Первая награда, которая охватила все фармацевтическое сообщество. За считанные минуты до открытия пресс–конференции в оргкомитет конкурса позвонил руководитель одной из крупнейших аптечных сетей. И спрашивал экспертов–аналитиков — членов оргкомитета: а какие тенденции ждут фармацию в 2018 г.? Что будет дальше?

ФАРМПРОФЕССИОНАЛУ НА ЗАМЕТКУ

Сбор заявок на конкурс продлится с 1 декабря 2017 г. по 10 февраля 2018-го. А уже 14 февраля состоится второе заседание оргкомитета. С 21 февраля по 23 марта продолжится второй этап голосования экспертного совета. 28 марта оргкомитет соберется в третий раз. Проверка результатов конкурса должна завершиться к шестому апреля.

12 апреля 2018 г., в День космонавтики, фармацевтическое сообщество соберется на церемонии награждения.

«Осталось только сказать «Поехали!» и взмахнуть рукой. Несмотря на все сложности, фармацевтика не только устояла на определенных позициях, но и не утратила способностей к демонстрации признаков жизни, — с юмором замечает один из участников оргкомитета, эксперт фармрынка Герман Иноземцев. — «Платиновая унция» является тоже своего рода ориентиром для инвесторов. Кто где находится? У кого какие достижения? Эти вопросы волнуют и игроков рынка, и регулятора. Многие интересуются, какие же номинации будут, что изменилось, и куда стоит податься».

«ДЖЕНЕРИКИЗАЦИЯ» ФАРМАЦИИ

Номинации «Платиновой унции» в 2017 г. изменились более чем серьезно. В категории «Препарат года» уцелели лишь две подноминации — «Рецептурный препарат» и «Безрецептурный препарат». Необычное послание участникам фармсообщества, не правда ли?

«Вечную» борьбу оригинальных и дженериков XVIII премия не посчитает достойной внимания — во многом из-за серьезной полемики по этому вопросу. «Когда появилась номинация «Проект года», и произошло ее разделение на «Бизнес–проект», «Социальный проект» и «Digital проект», накал страстей был не меньше, — вспоминает Олег Фельдман, директор по исследованиям в области здравоохранения Ipsos Healthcare. — Но и рост числа заявок был неожиданным».

Вместо соперничества инновационных и воспроизведенных препаратов «Платиновая Унция 2017» выбирает концепцию их равенства. А значит, внимательно следит за развитием фармации.

«Идет достаточно сильная «дженерикизация» рынков. Коллеги считают, что процесс завершается, но не могу согласиться с ними. Ведь если доля дженериков — 70%, то есть куда стремиться дальше», — замечает Николай Демидов, гендиректор аналитической компании IQVIA.

Кстати, одна из самых «дженерикизированных» стран — это США. Но и в отечественной фармацевтической рознице доля воспроизведенных лекарственных средств выросла с четырех до 34%. При этом российский дженерик — единственная категория препаратов, которая растет быстро (к национальным компаниям Николай Демидов относит лишь те, чьи штаб–квартиры находятся в России).

Битва локальных и локализованных, отечественных и зарубежных тоже остается без внимания «Платиновой унции». «Все лекарства должны быть равными», — таким мог бы быть девиз премии, о старте которой объявлено 20 ноября. А, может быть, таким — «Равенство, качество, рецепт»?

КОПИЯ ОРИГИНАЛУ ВЕРНА. И ЧТО ПОТОМ?

Снятие противопоставления между «оригиналом» и воспроизведенным может рассказать о самых разных тенденциях в фармацевтике.

«Концентрация сегмента производителей уменьшается — это последствия ухода блокбастеров. Уходят оригиналы, продаются генерики — и соответственно ведущие компании из ТОР–5 и ТОР–20 теряют свои позиции, — объясняет Сергей Шуляк, гендиректор DSM Group. — Растет доля отечественных препаратов. Многие лекарства уже локализованы и локализованы по полному циклу. Происходит значимый переход с оригинальных препаратов на генерики».

«Некоторым компаниям удалось заполонить своими препаратами весь рынок — не только рынок, но и умы потребителей, — вспоминает Сергей Шуляк. — Медрепы, реклама — все это было доступно зарубежным производителям и недоступно отечественным».

Концентрация в фармпроизводстве ощутима и сейчас. На долю ТОР–20 фармпроизводителей сегодня приходится более 50% розничного рынка, замечает Анна Ермолаева, гендиректор «Альфарм». При этом розница и дистрибуция развиваются в противоположном направлении, т.е. консолидируются. И консолидируются очень активно.

Тенденции ясны. В переходе на дженерики кто-то увидит шаг к долгожданному лекарственному возмещению — такую точку зрения, кстати, разделяет IQVIA. По мнению аналитиков компании, возмещение станет одной из основных тенденций в фармации 2019–2020 гг.

Кто–то расценивает стирание границы между оригинальным и воспроизведенным препаратом как шаг к системе фармацевтической помощи, в которой слово «маркетинг» не входит в первую десятку ценностей. Кто–то вполне логично назовет это следующим этапом перехода взаимозаменяемости.

Ведь если то, что «копия верна оригиналу», признает даже этот фармацевтический «Оскар»…

ВСЕМ ПАЦИЕНТАМ — ПО РЕЦЕПТАМ!

Вместо «старых» стертых границ появляется граница «новая». Ее пересечение совсем недавно было почти неощутимым, если смотреть на фармацию с точки зрения пациента. Но за рецептурный отпуск взялись всерьез и, оказывается, что это не только регулятор.

«Сегодня отмечен более сильный рост рецептурных препаратов, что нетипично для стабильной ситуации», — комментирует Николай Демидов.

Одновременно с ростом сегмента рынка идет и рост контроля над ним: начало 2017 г. знаменуется ужесточением проверок, а осень — вступлением в силу приказа Минздрава №403н… И вот в поддержку строгой границы между безрецептурным и рецептурным высказывается весьма уважаемая фармацевтическая премия.

РЕКЛАМА — НАШЕ ВСЕ?

В номинацию «Вектор года» включена подноминация «Рекламная/маркетинговая кампания года» — и это во многом неожиданно. Ведь если снимается противопоставление между «лекарством номер один» и «препаратом-копией», если лекарственное возмещение уже считается одной из ключевых тенденций ближайших трех лет, если фактически признается то самое равенство, которое закреплено нормой о выписке рецептов по МНН… Где в этой картине фармации место рекламе?

«В конце 2017 г. «фармацевтические качели» полетели вниз. И, к сожалению, розница является основополагающим сегментом, который определяет потребление препаратов», — констатировал Сергей Шуляк.

По данным DSM Group, в течение года средний российский пациент получает от государства 7 упаковок лекарства, а еще 29 приобретает за свои деньги. В денежном выражении больной платит за препараты около 6 тыс. руб. в год, а из бюджета страны на его лекарственное обеспечение приходит около 2.

«70% фармации — это деньги потребителей, — подводит итог Анна Ермолаева. — Рынок, конечно, растет, но выручка на одну аптеку падает. А значит идет жесткая конкурентная борьба, характерная для кризисного периода».

Неоптимистичен прогноз и по госпитальным препаратам, обращает внимание глава «Альфарм». Ведь количество стационаров продолжает «оптимизироваться».

Вместе с ролью розницы растет и роль рекламы…

Екатерина Алтайская 

24.11.2017

Опубликовано на сайте «Московские аптеки»