Содиректор направления Healthcare компании Ipsos в России Олег Фельдман, входящий в оргкомитет «Платиновой унции», по просьбе «ФВ» отметил наиболее заметные тренды фармрынка в 2021 году. Какие из них найдут отражение в результатах авторитетного и старейшего открытого конкурса профессионалов фармацевтической отрасли?
Какие тенденции, наблюдавшиеся на фармацевтическом рынке России в 2021 году, вы назвали бы наиболее яркими?
Поскольку на рынке в связи с переживаемой ситуацией возникло много неясностей, я бы говорил не столько о тенденциях, сколько об общих направлениях преодоления этих неясностей. И в этой части выделил бы, во-первых, поиск наиболее эффективной системы продвижения лекарственных средств с учетом изменений в сфере digital-технологий и, во-вторых, поиск участниками рынка ниш и узких направлений, где возможно достижение локальных удач. Иными словами, обобщая, стал работать механизм сплава микро- и макромаркетинга. В общих результатах рынка, особенно в розничном сегменте, тревожной выглядит ситуация в отрицательных показателях роста рынка в упаковках при незначительном и ниже инфляции положительном показателе роста в деньгах.
Какие из обозначенных тенденций могут найти отражение в итогах конкурса «Платиновая унция»?
Главной задачей конкурса является отражение усилий участников рынка по преодолению рыночных барьеров и реализации смелых идей.
Кроме того, важно понимать, появятся ли новые лидеры рынка, или свои позиции сохранят прежние.
Как пандемия изменила и продолжает менять ситуацию на рынке?
Пандемия остается важнейшим фактором, поскольку она влияет и на цикличность многих процессов (продвижение, выбор каналов, реклама), и на их результативность. Пандемия стимулирует взрывной рост новых технологий, в частности e-commerce. Она поддерживает использование ряда эффективных оригинальных препаратов, например, как это происходит в категории НОАК (новые оральные антикоагулянты).
Прогнозы на наступающий год — какие из заметных трендов 2021 года получат развитие?
Продолжится поиск оптимальных каналов продвижения с опорой главным образом на digital. Компании будут реализовывать проекты на локальных направлениях — продуктовые ниши, продукты с улучшенными свойствами и т.д. Усилится конкуренция в сегменте e-commerce.